Торгуйтесь всегда! 

Вице-президент “Газпромбанка”: арт-пифы сделали ставку на фотографию

Вице-президент "Газпромбанка" и генеральный директор компании "Арт Финанс" Марина Ситнина рассказала в интервью РИА Новости о популярности новой формы инвестиций в искусство, кто заработал на искусстве в кризис и как фотография превратилась в деньги. Беседовала Мария Ганиянц.

– Почти два года назад ФСФР (федеральная служба по финансовым рынкам России) узаконило создание закрытых Паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ, участие в которых предполагает высокий порог первого взноса) художественных ценностей. Как это работает? 

– На отечественном рынке ПИФы искусства – новый вид инвестиций, они дают инвесторам возможность объединить свои средства под эгидой профессиональной управляющей компании. Активами подобных фондов могут являться как сами произведения искусства, так и финансовые активы (например, акции работающих на арт-рынке компаний), а также деньги. Теперь в России, как и за рубежом можно инвестировать в искусство: либо вкладывать деньги в покупку, либо вкладывать уже сами предметы искусства – картины, скульптура, иконы, почтовые марки, книги и рукописи, исторические документы, старинные монеты, ордена, кино- и фотоматериалы и прочее. При эффективном управлении рост стоимости чистых активов фонда художественных ценностей обеспечивается за счет повышения рыночной стоимости различных категорий активов в портфеле фонда (в первую очередь, конечно, инвесторов будет интересовать повышение стоимости арт-активов), и за счет получения прочих видов доходов от операций, например, от выставочной деятельности, публикаций и т.п.

– В чем отличие этого подхода от правильно подобранной инвестиционной коллекции, у них вроде одинаковые цели – скупка перспективных в ценовом отношении предметов искусства и попытка абстрагироваться от эмоционального фактора?

– Эти фонды применяют финансовый инжиниринг (разработку новых финансовых инструментов и продуктов) и оперируют как профессиональные инвесторы, полностью свободные от "эмоционального фактора". Кроме того, значительные объемы средств позволяют им реализовывать основные принципы успешного инвестирования на арт-рынке – покупать лучшее, диверсифицировать риски, вкладывая средства в различные сегменты, а также применять "нишевые" и "оппортунистические" стратегии, т.е. быстро продавать и покупать с целью получения спекулятивного дохода и выискивать недооцененные активы. Прежде всего, ПИФы художественных ценностей рассчитаны на квалифицированных инвесторов. Согласно положению ФСФР, минимальная стоимость одного пая фонда такого вида должна составлять не менее полумиллиона рублей.

– Как это работает в России? Много ли создано арт-ПИФов?

– Отличием российских арт-фондов является то, что в состав их активов могут приобретаться только художественные ценности, прошедшие соответствующую художественную экспертизу, которые находятся на территории России без обязательства обратного вывоза. На сегодняшний день, по информации СМИ, ФСФР зарегистрировано три подобных фонда: "Русь" под управлением УК "Монетный двор Траст", "Собрание Фотоэффект" (УК "Агана", входит в группу "Алор") и "Атланта-Арт" (УК "Атланта"). Два последних уже вывели на ММВБ свои паи, что должно повысить их ликвидность. СМИ писали, что в портфеле ЗПИФ "Атланта-Арт" – альбом жанровых итальянских зарисовок Карла Брюллова с дарственной надписью художника графине Витгенштейн, оцененный в 4,4 миллиона долларов.

А вот ЗПИФ "Собрание. ФотоЭффект" – настоящая сенсация. Это крупнейший паевый фонд художественных ценностей за всю историю этого вида инвестиций в мире – его активы, по информации компании, оцениваются в более 14 миллиардов рублей (около полумиллиарда долларов), что в разы превышает всю сумму активов всех арт-фондов мира. Для сравнения наиболее успешная за всю историю институциональная арт-инвестиция, пенсионного фонда компании British Rail в свое время составила "всего" около 69,4 миллиона долларов. Фонд "Собрание. ФотоЭффект", создан сроком на 15 лет, и, по данным фонда,  в первые годы работы будет ежегодно реализовываться не менее 5% активов, то есть, на первом этапе развития,  ежегодно будут выставлять на продажу фотографий на сумму 20-40 миллионов долларов.

В активе фонда, согласно их данным, более 300 тысяч фотографий и около 400 тысяч негативов лучших мировых фотографов. Это фотоархивы Александра Родченко, Анри Картье-Брессона, уникальные для истории фотографии работы британца Роджера Фентона и дагерротипы Жиро де Пранже, личные архивы выдающихся деятелей XX-го века и многочисленные произведения отечественных и зарубежных мастеров фотоискусства.

– Вложить порядка полумиллиарда долларов в фотографии, когда весь российский арт-рынок, по экспертным оценкам, тянет максимум на 2 миллиарда долларов, в разгар кризиса, кажется невероятным. Возможен был следующий вариант – деньги никто не вкладывал, а просто в кризис фонд смог договориться с владельцами крупных собраний фотографии и аккумулировать на обоюдовыгодных условиях эти активы? По информации в прессе конечными бенефициарами УК "Агана" на рынке считают Анатолия Григорьевича Гавриленко (председатель совета директоров "Алор инвеста") и его сына Анатолия (ген. директор УК "Лидер", крупнейшей управляющей компании России по сумме активов в управлении и размеру собственного капитала).

– Дело в том, что по законодательству, при размещении паев фонда, оплатить их можно не только деньгами, но и за счет передачи произведений искусства в фонд. Полагаю, что обсуждать стратегию фонда лучше непосредственно с его представителями, могу только сказать, что инвестиции в фотографию лично мне представляются очень перспективными. В мире существует около 50 ПИФов, работающих с художественными ценностями. Некоторые из них успешно пережили кризис, например, два европейских фонда, в активах которых были коллекции фотографии – Tosca Photography Fund, который, правда, сейчас распродает арт-активы, и Art Photography Fund.

Австрийский Art Photography Fund, сформированный в 2008 году, также объявил, что стоимость его активов возросла на треть. С момента запуска доходность этого фонда составила 9,57% годовых – и это в разгар финансового кризиса!

(…)



Источник: РИА новости

Гавриленко А. Г. © 2010 — 2024