Николай Бердяев
На книжной выставке встретился с очень понравившимися мне уже много лет назад мыслями Николая Бердяева о государстве.
«Произошел радикальный разрыв между моралью личной, особенно моралью евангельской, христианской, и моралью государственной, То, что почиталось безнравственным для личности, почиталось вполне нравственным для государства.
Государство всегда пользовалось дурными средствами, шпионажем, ложью, насилием, убийством, различия тут бывали лишь в степени. Эти средства, бесспорно очень дурные, оправдывались всегда хорошей и высокой целью. Но, не говоря уже о качестве этой цели, нужно сказать, что эта якобы хорошая и высокая цель никогда не осуществлялась. Жизнь человечества была наполнена именно средствами, очень дурными, о цели же в пути забывали, да и, по правде сказать, цель не может ничего оправдать, она совершенно отвлеченна и есть продукт разрыва. Никто не мог никогда толком объяснить и оправдать, почему несомненные пороки и грехи для личности — гордость, самомнение, эгоизм, корыстолюбие, ненависть, кровожадность и насильничество, ложь и коварство — оказываются добродетелями и доблестью для государства и наций. Это есть самая большая ложь мировой истории».
Чтобы ответить на слова Бердяева, достаточно задаться вопросом, какая человеческая общность является наиболее общей. Я знаю только одну – народ. Являются ли перечисленные человеческие пороки пороками для народа в целом по отношению к другим народам с точки зрения самого народа?
Мне кажется, что не являются. Потому, что только хотя бы одним из перечисленных пороков и грехов, пусть в малой степени, народы достигают успеха. Иных примеров в человеческой истории я не знаю. Даже какие-нибудь спокойные чехи, получившие независимость в результате битвы больших держав, и те загеноцидили немцев после окончания второй мировой войны.