Премия
Нобелевскую премию по литературе получила Светлана Алексиевич. В СМИ идут жаркие споры насколько её проза заслуживает этой высокой награды.
Мне сложно принять чью-то точку зрения, так как я плохо разбираюсь в литературных изысках. Но я читал некоторые произведения Светланы Алексиевич и считаю, что это очень сильные вещи. Про судьбу женщины в Великой Отечественной войне, про Афган, про перестройку. Сильные своей документальной правдой. Она записывала воспоминания и впечатления живых людей о прожитых событиях. И когда читаешь эти впечатления, то можешь радоваться, ужасаться, плакать, возмущаться, но ни на секунду не сомневаешься, что именно так люди и говорили. А Светлана записывала.
Когда я прочитал её “Я познакомилась в Москве на вокзале с женщиной, она была откуда-то из-под Тамбова. Ехала в Чечню, чтобы забрать сына с войны: “Я не хочу, чтобы он умирал. Я не хочу, чтобы он убивал”. Лично я этому поверил сразу. Или: “В девяностые… да, мы были счастливыми, к той нашей наивности уже не вернуться. Нам казалось, что выбор сделан, коммунизм безнадежно проиграл. А все только начиналось…” Или ещё: “В перестройку все кончилось… Грянул капитализм… Девяносто рублей стали десятью долларами. На них – не прожить. Вышли из кухонь на улицу, и тут выяснилось, что идей у нас нет, мы просто сидели все это время и разговаривали. Откуда-то появились совсем другие люди – молодые ребята в малиновых пиджаках и с золотыми перстнями. И с новыми правилами игры: деньги есть – ты человек, денег нет – ты никто. Кому это интересно, что ты Гегеля всего прочитал?”
Всё так, всё правда. Даже если и не совсем и не всегда согласен, с высказанным её героями. Правда она подчас у всех разная.
Она не называет в книгах подлинные имена людей, которые с ней откровенничали. Ей часто люди рассказывали о своей жизни как на исповеди. И она сохранила их тайну. Но как бы тяжело эти воспоминания не читались, сомнений в их честности не возникает. Ни на минуту. Веришь сразу.
Так эти люди действительно переживали и так чувствовали.
RE: Премия
Хочется спросить: “И чо?”
Это хорошо, что Алексиевич озабочена судьбой маленького человека. В конце концов, “все мы вышли из гоголевской “Шинели”. Однако, вряд ли можно согласиться с выводами, которые она делает. Просто потому, что она намеренно сузила своё восприятие до местечкового уровня. Или не смогла расширить.
А большие дела, шестерёнки которых перемалывают судьбы маленьких людей в труху, не происходят на местечковом уровне.
О них не услышишь в рассказах несчастных.
Они происходят в душах других людей.